Сегодня в блоге убийство в прямом эфире. Так, как это принято в урбанистике.
Варламов много рассказывал о таком явлении как джентрификация. Соберу за ним крохи и расскажу своими словами как это происходит в Европе на примере мюнхенской KULTFABRIK.
Вообще термин «джентрификация» появился лишь в семидесятых прошлого века. Однако на самом деле процессы, понимаемые под этим словом, проходили еще в те времена, когда на центральную городскую площадь можно было не боясь участкового запросто быть принесенным неграми на корыте, да еще и одетым в штору. То есть, в Древнем Риме.
Сам я столкнулся с джентрификацией впервые, когда читал биографию Пикассо, Мане и прочих парижских богемных собутыльников от искусства. В этой биографии вечно нищие, вечно пьяные и вечно талантливые мужчины кочевали внутри Парижа из района Монмартр в Монпарнас и обратно в поисках дешевого жилья. Их многочисленные поклонники, меценаты и прочие рыбы-прилипалы следовали за своими кумирами. Селились по соседству, поднимали хайп, приколачивали тренд, рожали под дождем монет бордели, салоны, притоны и прочую окологламурную инфраструктуру. Понятное дело, все это катапультировало стоимость жилья и всё еще нищие кумиры вынуждались в очередной раз отселяться от своих поклонников в поисках чего-то более доступного. Поклонники отправлялись за своими небожителями и так далее с КПД белки в колесе.
Совсем упростив,
Наконечником тарана служат лофты. В семидесятых прошлого века в индустриальные помещения бывшего рабочего квартала СоХо, что в Нью-Йорке, стал массово заселяться творческий люд. Бывшие цеха стоили недорого и давали много простора для творчества в мастерских. Впоследствии лофты укрепились в тренде престижного крупногабаритного жилья с брутальной постиндустриальной аурой кирпича и чугуна. Студенты-художники района со временем поднялись по карьерной лестнице, обзавелись семьями и постепенно бывший пролетарский район СоХо стал примером победившей джентрификации. Населенный теперь уже не сомнительными личностями с криминальной тягой и нестабильным заработком, а процветающими яппи.
Чуть раньше, например, джентрификация превратила бывший портовый злачный район Ньюхавн в Копенгагене в нынешнюю туристическую открытку датской столицы — с яркими кабаками и кабаре.
Часто для ускорения джентрификации в неблагополучном районе для привлечения внимания строят какое-нибудь смелое и дорогое здание. Вокруг здания открываются гостиницы и магазины — и вот уже пятно гламура растекается по подворотням, выдавливая из района местную шпану. Так происходит, например, с известным на весь мир районом красных фонарей в Гамбурге — Репербане. На месте бывшего притона, из темных щелей которого вытравили всех наркоманов, по проекту архитектора Хади Теграни построили комплекс танцующих небоскребов с пятизвездочным отелем, офисами и прочими атрибутами благополучной светской жизни.
Местные панки попротестовали, да поворчав откатились на дальние рубежи. Но это только начало по превращению, наконец, самого скандального городского района в благопристойные.
Мюнхенская Kultfabrik переживает многоступенчатый процесс джентрификации. Сначала возле восточного вокзала существовал пролетарский заводской район. Фактически весь живущий здесь народ работал на местной фабрике Pfanni, основным изделием которой была знаменитая жареная картошка-фри. В 1996-м году производство переехало в бывшую ГДР, а оставшуюся заводскую инфраструктуру выкупил мюнхенский гастроном еврейского происхождения Вольфганг Петер Леоганг Норт. Норт джентрифицировал фабрику в крупнейший в Европе площадью 90.000 квадратных метров комплекс ночных клубов KULTFABRIK.
За кирпичным стенами, там, где еще недавно шуршал конвейер, громыхал элеватор и матерился прораб, ныне трут бедрами танцовщицы Go-Go Dance, впадают в делириум рейверы, а невозмутимые официанты подают шампанское и суши на восьмой столик в Lounge Zone.
250.000 клаберов в месяц посещали более 30 дискотек Культфабрик, поддерживая еще кошельком более 60 различных ателье, ресторанов, кнайп, театров и других стартапов, образовавшихся на территории комплекса.
Не нужно и упоминать какая империя наркодилеров всех калибров кормилась на этом гешефте. Достать штоф на Культфабрик никогда не было проблемой. Мелкий криминал процветал. Но зато любой странствующий артист мог найти кров на территории фабрики, получить площадь под демонстрацию творчества и капитализировать талант в признание и шекель.
Помимо чисто искусства на Культфабрик были реализованы детские площадки космических размеров со скалодромами, ледовыми катками, батутами и прочее. А еще музеи, открытые мастерские различных чудаков и фриков от искусства, а так же офисы фирм околокультурной деятельности.
Девушка картонная
С 2003-го года началась эра заката Культфабрик. К руководству империи пришли дельцы с четкими бизнес-планом. Стихийные стартапы, существующие не ради заработка, но ради любви к искусству, помогающие бедной богеме, стали загнивать. Вместо обветшалых, полулегальных конторок с мизерной платой появилось уверенное и дорогое хайтек-строительство.
Дискотеки перешли под жесткий контроль. Джанки, гангстеры и просто тусовщики не пожелали существовать в жестких тисках и покинули место, унеся за собой и тот знаменитый культфабричный teen spirit.
В 2018-м закроется последняя дискотека.
На территории бывшей фабрики теперь орудуют краны, рождая блоки будущих блестящих офисов.
Последние неформалы здесь допивают «Fritz-Kola», скоро здесь не останется никого кроме офисных белых рубашек с каплями латте-макиатто на лацканах пиджаков.
Еще катают фабричные тележки на рельсах тусящий народ…
Грустит местный житель Коля, угробивший когда-то немало молодых клеток своего организма в дымном делириуме Культфабрик.
Скоро очаг альтернативного Мюнхена исчезнет навсегда. Захлопнется под стальной перчаткой «ордунга». Хорошо это или плохо, я не знаю. Печально, что ни у кого альтернативного мнения и не спрашивали.
Официальная бумага о выселении
Да, был криминал, да, была социальная грязь. Но где вариться искусству, как не в таком доступном бульоне? Армию офисных работников настрогать еще успеют, а вот богема — товар штучный. Его беречь нужно. Хотя, кому нужно? А вы что скажете?