1. Уцелевший. Режиссер Питер Берг. Рейтинг IMDb 7,8. Мой рейтинг 7,5
Гм, союз режиссера Питера Берга, снявшего эпические клюквы типа «Хэнкок» и «Морской бой» и актера Марка Уолберга, чья мимика чуть богаче, чем у Арнольда Шварценеггера, но гораздо беднее, чем у телеграфного столба?
С тревогой я жал на кнопку «Play», но все же нажал, так как высокий рейтинг кинокритиков вкупе с одним из любимейших жанров кино заставили. Что имеем в итоге? В итоге имеем лучший военный фильм со времен «Падения черного ястреба» Ридли Скотта. Фильмы эти, кстати, похожи своей реалистичной подачей боевых действий и и старательным урезанием времени в сценарии на пафос и агитку. Хотя, фильмы все-таки военные, а не антивоенные, поэтому конечно не обошлось.
А мы еще вспомним, что Питер Берг, который, кстати, отметился главной ролью в культовом для постсоветских девяностых «Электрошокере», кроме упомянутой выше эпической клюквы снял так же крепкий полит-триллер про нефтянников и террористов Саудовской Аравии «Королевство». Да и в «Морском бое» у режиссера хорошо получались боевые сцены.
В итоге в «Уцелевшем» Берг и сосредоточился на экшене, но сделал это на уровне величайших Скотта и Спилберга. Благо помог ему в этом ставший знаменитым после войны в Афганистане санитар первого класса элитного подразделения «Морские котики» Маркус Леттрелл.
О реальной операции «Красные крылья» 2005 года, положенной в основу фильма, я читал в прессе. Если в двух словах, отряд американских коммандос из четырех бойцов, посланных в афганские горы, чтобы убить кровожадного моджахеда, вскоре после высадки наткнулся на местных пастухов. Операции грозил провал. Спецназовцы решили отпустить пастухов и те незамедлительно доложили талибам. В течении пяти дней четыре бойца противостояли в горах примерно 30-100 (по разным источникам) талибам. Так же американцы потеряли боевой вертолет, посланный на спасение «котикам». В итоге спасся лишь один Леттрелл, парализованный от поясницы, он 9 часов полз, чертя землю ножем, меняя позицию, отстреливаясь. Его спасли пуштуны, укрыли у себя от Талибана и сообщили американцам. Такой себе американский Маресьев.
Операция эта послужила толчком для многих дискуссий в американском обществе. Прежде всего о морали солдат. Стоило оставлять жизнь нескольким пастухам в угрозу успеха операции и жизням двух десятков американских солдат, погибших в операции? Кстати, здесь «Уцелевший» и «Падение черного ястреба» так же пересекаются. Как фильмы сделанные на основе самых известных неудачных операций армии США последних десятилетий.
Агит-задание обоих фильмов состоит в том, чтобы показать будущим новобранцам — американцы дорожат жизнью каждого своего солдата. Ранен ты или в плену, за тобой единственным придет целая армия, не озираясь на количество жертв. Не знаю, правда ли это, могу лишь сказать, что был свидетелем даже небольших автомобильных аварий в США и всегда удивлялся, как много спасательной техники тут же мчится со всех сторон к пострадавшим.
Но на самом деле отличает «Уцелевшего» от кучи ура-патриотических голливудских военных фильмов последних лет даже не филигранно поставленные боевые сцены и сверхкачественный звук. Нет. Питер Берг очень тонко сумел показать психологию солдата в бою. Животные инстинкты, жажда жизни, ненависть и презрение к противнику. Даже удивление, мол, как это какой-то бородатый засранец в шароварах может быть быстрее меня, лучшего из лучших?
Удивительно реалистично так же показано зрителю впадение человека в состояние берсерка, когда солдат с 11-ю пулями в теле, парализованный и слепой продолжал оставаться машиной для убийства и чрезвычайно опасным соперником, прущим вперед, вслепую, жаждущим напоследок унести с собой как можно больше душ. Все это, напомню, показано необычайно реалистично. Двухчасовой экшен не утомлял, а раны солдат отзывались ментальной болью в собственном теле.
Ну и конечно вопрос: каким образом проходит подготовка солдат в армии с самым большим бюджетом в истории человечества? Анаболики, психотропы, инстинкты, доведенные до автоматизма? Люди ли это или биороботы для убийства?
2. Афера по-американски. Режиссер Дэвид О’Расселл. Рейтинг IMDb 7,5. Мой рейтинг 7,5
А здесь никаких сомнений нажимать на кнопку «Play» не было. Режиссер, имеющий в трудовой биографии такие работы как «Боец» и «Мой парень-псих» заставляет следить за каждым своим последующим фильмом. А добавление в боевой коктейль таких ингридиентов как Кристиан Бейл, Брэдли Купер, Дженифер Лоуренс, Роберт Де Ниро, Джереми Реннер и Эми Адамс предвкушает просмотр шедевриального кино. Так оно и получилось. Вот только с Оскаром на этом раз не повезло. Уж слишком мощная конкуренция в этом году. Показывающая, что с американским кинематографом пока все в порядке.
Я бы хотел отметить в фильме игру Брэдли Купера. Есть ли предел его актерскому таланту? В каждом фильме игра этого красавчика открывается новыми гранями. А всему виной непрекращающийся поток самоиронии Брэдли. Браво.
3. 12 лет рабства. Режиссер Стив Макуинн. Рейтинг IMDb 8,3. Мой рейтинг 8,0
Начинал смотреть фильм я с изрядной долей скепсиса. Во-первых, этот фильм отнял статуэтку у горячо возлюбленной Морсеаненом «Гравитации«. Во-вторых, фильм про негров-рабов. Типа под Оскар снятая драма. Раз Спилберг снял свой «Список Шиндлера», то обязательно ему нужно ответить фильмом о холокосте другой расы. Тем более режиссером Стивом Макуинном — большим черным парнем. Очень талантливом, кстати. Подарившим миру дарование актера Майкла Фассбендера.
Через 20 минут после просмотра я был раздавлен. Очень трудно передать эмоции. Да и не нужно. Нужно только обязательно смотреть этот фильм. Потому что даже столетия чувства вины белых людей или современных немцев — ничто в сравнении с годами немыслимых страданий североамериканских рабов и европейских евреев.
Ну и на фоне трагично описываемых событий просто монументальная, на грани понимания игра актеров Чиветела Эджиофора и Майкла Фассбендера. Первый для меня заслужил Оскара больше, чем Макконахи, сыгравший так же шедевриально в «Далласском клубе покупателей». Уж не знаю, как нужно было сыграть моему горячо любимому Ди Каприо, чтобы поспорить в этом году за статуэтку?
Фильм тяжелый. Очень. Послевкусие на уровне «Списка Шиндлера», когда не понимаешь, зачем Бог позволяет и дальше жить человеческому роду после всего этого?
4. Далласский клуб покупателей. Режиссер Жан-Марк Валле. Рейтинг IMDb 8,0. Мой рейтинг 7,0
О Боже! Что они сделали с Макконахи?! Мэттью правильно понял по примеру Кристиана Бэйла, хочешь взять Оскар — похудей. Самопожертвование с реальной угрозой для жизни ради Роли. Бэйл худел для «Машиниста» и «Бойца» на почти 30 килограмм, Макконахи — атлетичный красавец, чтобы сыграть больного СПИДОМ, похудел на 22.
Но ничего не могу сказать. Снимаю шляпу. Оскароносная роль без всяких экивоков. При том, что фильм, мелькавший в числе претендентов на Оскар — действительно хорош. Но нужных для высшей награды сверхэмоций из меня не вытащил. Может потому что за день до этого были просмотрены «12 лет рабства» и я еще не созрел для новых сопереживаний?
5. Довольно слов. Режиссер Николь Холофсенер. Рейтинг IMDb 7,2. Мой рейтинг 7,5
А после трагедий, чтобы вернуть веру в человечество, Богу стоит посмотреть «Довольно слов». Приятное послевкусие от игры замечательного итальянского толстяка Джеймса Гандольфини и главной суперзвезды американских сериалов — Джулии Луи-Дрейфус. Лирическая комедия о втором шансе для поздневозрастной любви двух одиноких людей. Очень нежно снятое кино, к тому же с прекрасным, тонким юмором. И чуть приглаженными эмоциями в сравнением с «Мой парень — псих», но от этого совершенно не хуже по качеству кино.
Очень жаль, что злой гений Филиппа Сеймур Хоффмана и добродушность Гандольфини (даже от Тони Сопрано!) покинули наш мир в этом году. Киномир стал беднее.