Эльбская филармония, строительство которой в гамбургском районе Хафен-Сити сопровождалось просто невероятной истерией в масс-медиа и яростными спорами, как в пивнушках, так и в кулуарах рейхстага, наконец-то открылась.
В три раза превышенный начальный бюджет, на шесть лет опоздавшее открытие, судебные процессы между заказчиками, архитекторами и подрядчиками, ну и тонны критики. Эльбская филармония стала тотемным животным генподрядчика многострадальной питерской Зенит-Арены «хули ты нас критикуешь, ты, смари, вон как бюргеры обосрались со своей филармонией!». А для меня самая дорогая оркестровая яма с актовым залом в истории человечества просто стала символом нашего времени. Давления на человеческую психику от сумасшедших скоростей, графиков, дедлайнов и связанного с этим стресса.
С точки зрения банального выживания жизнь упростилась, но эмоции усложнились многократно. Все привело к тому, что интенсивность стресса, что у неандертальца, не попавшего копьем в последнего мигрировавшего этой зимой мамонта (и теперь хоть какахи свои ешь), что у клерка, опоздавшего на пять минут на афтерворк-пати из-за сдутого колеса на велике, стала одинаковой. Если смотреть на происходящее сквозь призму логистики, штуки мне понятной, то еще сорок-тридцать лет назад перед отправкой груза клерк садился за печатную машинку и часа три набирал текст. Сделал ошибку, начинал по новой. Отдавал курьеру, тот поездом два дня вез документы в порт. Передавал капитану. Капитан отправлялся в Китай раза четыре в месяц. Морской транзит шел месяцы. В итоге китаец получал свой «сименс» через четыре месяца после отправки. Сегодня с точки зрения логистики все сузилось до двух дней и уже на горизонте стоят экспедиторы, обещающие доставку товара в любую точку планеты в течении десяти часов. А китаец теперь требует свой груз еще вчера, иначе нахуй с поля.
Эльбская филармония открылась на шесть лет позднее первоначально намеченных сроков. Представляю, сколько нервных срывов вызвал срыв сроков. Знаменитый Кельнский собор строили средневековые люди 600 (шестьсот!) лет. Да там критики долгостроя даже до доставки ведра с цементом на уровень не доживали! А ведь это было важнейшее скрепообразующее здание, там человек без веры лежал! Не чета какой-то маловажной оркестульке. Современный человек, может, давай притормози немного, а то вон виток спирали с неандертальцем и мамонтом совсем близко уже. Да и в самом слове «филармония» ведь символично спряталась «любовь к гармони», а какая гармония со стрессом?
Тем более, что бегло оглядев список знаменитых зданий культуры, видно, что все они имели характерное выпадение из сроков строительства и рамок бюджета. Знаменитый Сиднейский оперный театр подорожал во время строительства с первоначальных семи миллионов австралийских долларов аж до ста двадцати (с учетом инфляции конечная сумма примерно 650 млн евро). Да и строили его 14 лет вместо запланированных четырех. Или вот чуть менее знаменитая Аудиторио-де-Тенерифе, творение Сантьяго Калатравы, стоила в итоге 72 миллиона вместо 30. Но то ведь австралийцы да испанцы, скажет читатель, а вот такого от немцев не ожидали.
Если вкратце, то вот тебе размах «трагедии»:
— В 2001-м году был официально принят концепт здания.
— В 2005-м утвержден проект и бюджет — 94,7 млн евро из которых 77 млн перенимал муниципалитет (налогоплательщики).
— В 2007-м закладка первого камня. Генподрядчиком назначена крупнейшая немецкая строительная фирма Hochtief. В контракте была прописана сумма штрафа за срыв сроков — 200.000 евро в день. Дедлайн (слово-то какое) — 2010-й год.
— До 2013-го года строительство катапультировало стоимость проекта на сотни миллионов долларов. Стройку тормозили судебные процессы между генподрядчиком, архитекторами и финансистами, а так же придирки проверяющих инстанций.
— В 2013-м году новый бургомистр Гамбурга перемешал карты заново и конфликтующие стороны заключили новый контракт. Официальная стоимость филармонии была закреплена на потолке 866 миллионов евро, из которых 789 легли на плечи горожан.
— В январе 2017-го чепчики в воздух, смычки на струны — филармония наконец-то открылась.
Первым предложил построить концертный зал в пустующей коробке бывшего склада «Keispeicher A» гамбургский архитектор Александр Жерар. В промышленном районе, посреди акватории порта и складских кранов Эльбская филармония должна была по замыслу архитектора открыть еще одну сердечную камеру города — культурную. Видимо статусу Гамбурга, города, чьи бары открыли всему миру начинающих «битлов» и других суперзвезд современной музыки, этого было мало.
А потом был придуман концепт нового района Хафен-Сити, которому понадобился многомиллионный символ нынешнего столетия. Архитектурный символ, превращающий крупный город в мировую метрополию, ставившую ее в один ряд с Дубаем, Шанхаем, Лондоном и Москвой. Статусному зданию статусные архитекторы. Такими стали швейцарцы из знаменитого бюро Herzog de Meuron.
Построенная в шестидесятых годах прошлого века на 1111 бетонных плитах кирпичная коробка бывшего кофейного, табачного и чайного склада (1) была расчищена до стен, а на ее плечи был водружен гигантский стеклянный фасад-парус (2), состоящий из 2200 окон, каждое из которых индивидуальной формы и стоило около 72.000 евро.
Внутри склада разместили парковку на 433 автомобиля (четыре евро в час) (13) и Kaistudio (9)- репетиционный зал.
По дагонали кирпичной коробки ведет самый длинный (82 метра) эскалатор в западной Европе (3) (чуть не забыл слово «западный — меня бы питерцы и остальные россияне распяли) на обзорную площадку Plaza (4). Плаза находится на восьмом этаже 26-этажного здания. Выше располагается главный концертный (5) зал на 2100 мест.
Западная, самая высокая часть (110 метров) стеклянного фасада отдана под 45 частных аппартаментов (12), среди которых четыре двухэтажных пентхауса площадью 400 квадратных метров, каждый со своей сауной, ванной из каррарского мрамора и золотой сантехникой, фитнес-залом, потрясающим видом на порт и город и стоимостью 12 миллионов евро. Торопитесь, три из них пока свободны.
Фото взято с сайта https://www.engelvoelkers.com/de-de/hamburg/projekte/elbphilharmonie/
Фото взято с сайта https://www.engelvoelkers.com/de-de/hamburg/projekte/elbphilharmonie/
Восточная часть, обращенная «задницей» к Хафен-Сити на тридцать метров ниже. Здесь находится отель The Westin Hamburg (11) на 244 номера и спа на 1300 квадратных метрах. Меня всегда интересовало, как это жить за тоненькой стеночкой от органа и оркестра, не падают ли картины со стен, когда ебашит контрабас, но получить опыт пока будет трудновато, номера очень быстро раскупаются.
Я был в Гамбурге за неделю до открытия филармонии. Но даже если бы и успел в срок, мне понадобилось покупать билеты за год вперед. На ближайшие полгода билеты на все концерты раскуплены — нужно подождать пока сойдет первый хайп. Билеты, кстати, по милосердным ценам — в среднем 50-70 евро за возможность послушать музыку в одном из чудес света. Вот так выглядит главный концертный зал.
3.
Фото взято с сайта https://hqroom.ru/mnogofunktsyonalnyi-kompleks-elbphilharmonie-v-gamburge.html. Фотограф Iwaan Baan.
Описание всяких приемчиков, по которым строители получили уникальную акустику, довольно сложное для людей в предмете несведущих. Могу только сказать, что над акустикой зала работал японец Ясухисо Тойота, который считается гуру в этом деле. В стенах проложили 10.000 гипсоволокнистых листов, проводящих звук, а орган весит 25 тонн и стоит 2 миллиона евро. После первого концерта в сети можно было прочесть много восторженных комментариев по поводу звука, которым противоречили критические, утверждающие, что хвалебные комментарии пишут люди не понимающие ничего в акустике и яростно хлопающие от радости, что во время вступления контрабаса им на головы не упала крыша.
Поэтому мне довелось лишь оглядеть обзорную площадку — плазу.
Вход на нее бесплатный, но так как количество посетителей ограничено, нужно наперед взять в кассе бесплатные талончики. Либо заказать по интернету, но это уже стоит 2 евро. Интересно, что в кассу непосредственно филармонии за талончиками выстраивается большая очередь…
В то время как в здании рядышком есть информбюро, где можно получить тикет без всякой очереди. Калькулируй примерно полчаса ожидания и в путь.
Как тебе читалось выше, на платформу ведет эскалатор — едешь минуты четыре, редко где в немецком метро получишь такой икспириенс.
Площадка конечно шикарная — просторная, широченная, огибающая здание на все 360 градусов, вот только вид скучноват, да и высоты 37 метров маловато, чтобы достойно оглядеть окружающий мир.
Лучшим получается вид на акваторию порта.
А Хафен-Сити без обещанных в будущем небоскребов с этой точки смотрится пока не так впечатляюще.
Еще небольшая площадка есть в Sky Lounge на самой крыше. Правда здорово? Жаль, что доступ туда имеют лишь владельцы апартаментов.
17.
Фото взято с сайта https://hqroom.ru/mnogofunktsyonalnyi-kompleks-elbphilharmonie-v-gamburge.html. Фотограф Iwaan Baan.
На плазе есть несколько кафе и пивной ресторан, который носит имя знаменитого пирата Клауса Штёртебекера
После визита на первый концерт филармонии всей политической элиты Германии, включая и Меркель, гамбургские газетчики шутили, что в последний раз Гамбург собирал такой бомонд аж в 1401-м году, когда в город съехалась публика такого высоко сословия на казнь именно Штёртебекера.
Сама атмосфера Плазы мне показалась скомканной из-за такого большого наплыва людей. Потолок хоть и новомодно сложновыеб заумный, все же низковат, а пространство плохо освещено, оттого и выглядит мрачноватым. Архитекторы непременно хотели выложить плазу красным кирпичом, чтобы оставались ассоциации с со старым складом. Мне не понравилось.
Еще покритикую, в принципе за такие деньги филармония со всех сторон должна выглядеть богемно, но с восточной части, то есть с жопы, выглядит амбаром.
С других ракурсов конечно все отлично и статусно. Особенно, если поймать в отражении фасада игру солнца на водной глади.
25.
Фото взято с сайта https://hqroom.ru/mnogofunktsyonalnyi-kompleks-elbphilharmonie-v-gamburge.html. Фотограф Maxim Schulz.
26.
Фото взято с сайта https://hqroom.ru/mnogofunktsyonalnyi-kompleks-elbphilharmonie-v-gamburge.html. Фотограф Maxim Schulz.
27.
Фото взято с сайта https://hqroom.ru/mnogofunktsyonalnyi-kompleks-elbphilharmonie-v-gamburge.html. Фотограф Maxim Schulz.
Церемония открытия на видео. Кто дочитал, может и досмотреть.
А фотографу остается только порадоваться, что даже если здание получилось объективно не фонтан (все равно стерпится-слюбится), наконец-то исчезли вечные строительные краны с одной из самый красивых фото-точек города.
Официальная страница филармонии здесь
Официальный фейсбук здесь